Последние или первые?
Среди всех категорий инвалидов люди с нарушениями интеллекта находятся в самом незащищенном положении. В советское время они были вынуждены жить в изоляции либо в психоневрологических интернатах (ПНИ), либо в четырех стенах родного дома.
«…Мы придумали ПНИ. Их громады взметнулись в поднебесье своим многоэтажьем, по воле людей, одержимых идеей «всеравнизма». Суть её проста: умственно отсталому человеку ВСЁ РАВНО, как жить, ибо это не человек, а существо. Человек живёт, а существо существует».
Эта цитата – из книги Бориса Кривошея «ПНИ на дороге в никуда». Автор знает о жизни людей с нарушениями интеллекта по судьбе сына, страдающего синдромом Дауна. На собственном горьком опыте эта семья знает о порядках, царивших во вспомогательных школах и психоневрологических интернатах в 80-х годах прошлого века. Человеку, тем более ребёнку, попавшему туда, угрожала полная деградация.
В середине ХХ века подобная ситуация была типична и для западных стран. Но в дальнейшем отношение к людям с нарушениями интеллекта стало меняться. Этому способствовали множество движений за права инвалидов, в том числе за права умственно отсталых. В качестве примера можно привести французского проповедника Жана Ванье и его последователей. Их усилиями во многих странах мира были созданы десятки общин, где живут умственно отсталые люди и те, кто ухаживает за ними, опекает их. Жан Ванье и его последователи стремятся доказать, что между людьми не должно быть не только расовой, национальной, религиозной, но и интеллектуальной розни. Разница умственных способностей не должна угнетать тех, кому дано немногое. В способности любить и отвечать на любовь мы все равны, а может быть, люди с нарушением интеллекта даже превосходят нас в этом.
Движение Жана Ванье основано на христианских идеалах и ценностях. В дореволюционной России отношение к людям с нарушениями интеллекта тоже определялось ими. Само русское название таких людей – «убогие» – значит «у Бога». Для них многое делалось. Существовали приюты для умственно отсталых детей, где им не только давали пищу и кров, но и по мере возможности обучали грамоте и ремеслам. Например, в приютах Святого Иммануила и Царицы Небесной, существовавших в Санкт-Петербурге в конце XIX в, воспитанников учили Закону Божьему, русскому языку с чистописанием, арифметике, истории, географии, естествознанию, церковному пению, ремеслам: столярному, сапожному, переплетному, корзинному делу. Девочек обучали хозяйственным и рукодельным работам…
На протяжении почти восьми десятков лет об этом опыте воспитания и «призрения» было забыто. Советские интернаты не могли дать людям с нарушениями интеллекта возможности для развития и часто ограничивали даже те способности, которые у них были. Ведь эти люди чётко копируют тот мир, в котором живут. Они добры, если быть добрыми к ним, полны любви и удивительной нежности, если это взаимно. Творчески одарены и готовы к раскрытию своих талантов, если в это верить и этому способствовать. К сожалению, могут быть и агрессивны, но в ответ на жестокость.
«Для меня было открытием, что больной ребенок, не умеющий говорить, считать, писать, вообще мыслить, в нашем понимании этого слова, тем не менее обладает своим собственным, отличным от других, «я», своим характером и чувствами…» Это слова Владимира Баранова, одного из педагогов «Школы Бороздина», существующей с начала 90-х гг. в Новосибирске. На уроках в ней дети познают окружающий мир, учатся жить в нем посредством творчества – музыки, пения, рисования.
«Школа Бороздина» стала одним из первых учебно-реабилитационных учреждений нового типа, работающих с детьми с глубоким нарушением интеллекта. Сейчас всё больше школ, образовательных учреждений и других организаций стали заниматься с этой категорией детей-инвалидов. Я попробую описать опыт их работы в Рязани.
В последнее время изменения к лучшему стали заметны и в нашем городе. Конечно, как и во всей стране, ничего не делается «просто так» – требуются большие усилия, чтобы доказать властям необходимость такой работы, добиваться, требовать… Очень часто главной «движущей силой» этого процесса становятся родители детей-инвалидов. Так произошло и в Рязани. В 1992 г., по инициативе родителей, была открыта реабилитационная школа-интернат «Вера», и это стало важным событием: в ней смогли учиться дети, которых не брали в обычные вспомогательные школы.
К сожалению, и сейчас многие организации, призванные помогать инвалидам, все еще неохотно берутся работать с людьми с нарушениями интеллекта или, в лучшем случае, ограничиваются оказанием им и их семьям материальной помощи. Но постепенно появляется и накапливается и опыт реабилитационной работы.
С 1994 г. существует Рязанская городская общественная организация родителей детей-инвалидов (ГООРДИ) под руководством Т. Н. Толоконниковой. Эта организация проводит большую работу по творческой реабилитации детей-инвалидов (прежде всего – с нарушениями интеллекта). За время ее существования накоплен большой опыт, проводилось немало кружковой работы по прикладному творчеству, но особенно мне хотелось бы отметить работу музыкального ансамбля, которым руководит Р. П. Наумова. Ребята, многим из которых поставлены такие диагнозы, как олигофрения, синдром Дауна, играют на ложках и ксилофонах. Умелому и чуткому руководителю удалось раскрыть и развить в них врожденную музыкальность, чувство ритма. Репертуар ансамбля достаточно разнообразен: от русских народных мелодий до «Турецкого рондо» Моцарта. Зрители встречают его выступления восторженными аплодисментами. Может быть, с точки зрения профессионалов, уровень мастерства и невысок, но вспомните о том, что этих детей считали «необучаемыми»! Вглядитесь в их лица, счастливые от сознания того, что они могут творить и дарить радость и себе, и другим!
Выступление ансамбля Р.П.Наумовой
Интересен опыт существующей в Рязани городской организации помощи умственно отсталым детям-инвалидам, возглавляемой Л. И. Лукашкиной. Ее сотрудники – профессионалы, занимающиеся оказанием различных видов коррекционно-педагогической помощи. Проводятся занятия по развитию мелкой моторики рук, оказывается логопедическая помощь, ведется обучение детей навыкам самообслуживания. Одной из главных целей этой организации является пропаганда гуманного, христиански доброго отношения людей к умственно отсталым детям. Из опыта их работы особенно хочется выделить организацию по просьбе родителей присмотра и развивающей работы с детьми на дому.
Среди организаций ВОИ г. Рязани с умственно отсталыми детьми и подростками работает, например, территориальная организация №3 (Железнодорожный район). Они, вместе с остальными детьми-инвалидами, посещают кружки: игры в шашки, бисероплетения, изделий из соломки. Специально для более старших (20–30 лет) людей с нарушениями интеллекта создан кружок прикладного творчества.
Конечно, многие проблемы остаются и требуют решения. Во многом наше общество еще не готово к тому, чтобы до конца понять их важность. Но шаги к этому делаются. И одним из важных доказательств этого является то, что людям, чей интеллект отличается от нашего, уже не отказывается в праве на индивидуальность, на творчество, на собственное «я».
И еще о значении слова «убогие»…Один мой знакомый, верующий человек, в ответ на мой вопрос об отношении к этой проблеме, вспомнил слова из Библии: «И последние станут первыми». По его мнению, такие люди в конечном итоге окажутся ближе к Богу, чем мы, гордящиеся своим умом и знаниями, носящиеся со своими амбициями...
Может быть, поняв их, мы окажемся не на самом последнем месте?
Комментарии (0)