Мы в соц-сетях:

Уроки жизни
Ирина Позднякова

На границе Мещеры и Космоса
или Между страусом и зубром

Вы знаете, как трещат поленья в костре? Как пахнет трава после дождя? Сколько звёзд видно в тёмном ночном небе?

У активного коллективного отдыха на природе много поклонников. Шашлыки на даче, ночёвка в палатках в лесу, водные или пешие туристические походы – не столь важно, какова его форма. Главное – свежий воздух, хорошая компания и дружеская атмосфера. В такой раскрепощённой обстановке легко завести новые знакомства, обрести друзей, а если отдых связан с путешествием – и расширить кругозор.

Немало поклонников такого времяпрепровождения и среди людей с ограниченными физическими возможностями. Многие организации инвалидов проводят экскурсионные поездки, туристические походы, летние лагеря. В них принимают участие даже люди с очень тяжёлыми заболеваниями.

Распространена и интеграционная схема – когда туристические мероприятия организуют совместно инвалиды и здоровые люди. Часто подобные выезды проходят при активном участии волонтёров.

До недавнего времени я знала обо всём этом лишь из статей и книг. Но летом 2010 года мне довелось самой поучаствовать в такого рода деятельности и провести несколько интересных дней в чудесном уголке Рязанской области.

Идея самим организовать подобный лагерь появилась уже давно. Крутилась она в головах людей, с которыми я давно общаюсь, дружу и вместе работаю. Некоторые из них – например, Владимир Опока, Дмитрий Желонкин, Максим и Александр Панкины – увлечены туризмом, принимают участие в достаточно серьёзных походах.

Ребята давно мечтали приобщить к своему кругу людей, которым не так просто выбраться из дома, и устроить для них отдых на природе, а попутно попытаться организовать программу психологической помощи и культурные мероприятия.

Выполнима ли эта задача? Конечно, у нас не было возможности организовать что-то масштабное. Но кто сказал, что количество всегда равняется качеству?

А вариант для поездки имелся. Наш знакомый, Олег Печурин, готов был предоставить нам на неделю свой дом в деревне Папушево Спасского района Рязанской области. Конечно, деревенский дом – это не комфортабельный пансионат, но в то же время и не палаточный лагерь. При наличии здоровых сопровождающих или волонтёров в нём возможно проживание даже инвалидов с тяжёлым поражением опорно-двигательного аппарата. Летом там может разместиться до 15 человек.

В этом предложении соединилось сразу несколько удачных обстоятельств: дом большой, находится в хорошем состоянии, вокруг – чистая деревенская природа, вблизи протекает река Пра – словом, всё, что нужно для комфортного летнего отдыха. А неподалёку находится Окский биосферный заповедник с питомниками, которые разрешено посещать туристам, и село Ижевское – родина Константина Эдуардовича Циолковского, где работает Музей космонавтики. Следовательно, есть отличная возможность для проведения интересных экскурсий…

Однако в течение двух или трёх лет эта мысль оставалась только мыслью, не спеша воплотиться в конкретные дела. Было понятно, чего мы хотим, – но не совсем ясно, как действовать, с чего начинать. И тут нам помогла встреча с преподавателями-психологами из Рязанского государственного университета, предложившими нам провести тренинги для молодых инвалидов. Всё наконец сошлось в одну точку: время, место, люди…

Был написан проект, составлена смета расходов. В неё мы заложили, по существу, лишь самое необходимое: еду, транспорт, оплату труда привлечённых специалистов… На всё это потребовалось 40 тысяч рублей. Благодаря помощи депутата Рязанской городской Думы Л.И. Максимовой, председателя Комиссии по молодёжной политике Рязанской городской Думы Л.С. Пастуховой и других неравнодушных людей эти деньги удалось найти. Предложили помощь Рязанский радиотехнический университет и Спасский РОНО. Лагерь запланировали на начало августа.

И тут начались помехи... Главной из них стало аномально жаркое лето 2010 года, принёсшее страшную беду – лесные пожары – и на территорию Рязанской области. В первых числах августа объявили режим чрезвычайной ситуации. На улицах не было видно соседних домов из-за густой пелены дыма. Целые деревни оказались уничтожены огнём. Горели леса и на территории Окского заповедника…

Весь август мы просидели в режиме «шагом марш – отставить!», перенося дату отъезда то на несколько дней, то на неделю, надеясь на улучшение погоды. А небывалая жара не уходила, и леса продолжали гореть.

Режим чрезвычайной ситуации был снят только через три недели. Перед нами стоял вопрос: проводить ли всё-таки лагерь или отложить до следующего года? Аномально высокие температуры сменились типичной предосенней прохладой, купаться было уже нельзя… Многие из тех, кто сначала хотел поехать, отказались.

И всё-таки мы решили рискнуть! И 26 августа отправились в Папушево.

Несмотря на все «переигрывания», компания получилась очень интересная. Она собрала людей не только из Рязани. Было в ней двое москвичей, в том числе Мария Загорская, профессиональный художник и поэт (работы Маши были опубликованы в «Луче Фомальгаута» № 3) и одновременно — неоднократная чемпионка России и призёр международных соревнований по конному спорту среди инвалидов. Кстати, к нам Маша приехала прямо после Парижа, где жила целый месяц, занимаясь творчеством.

А из Новомичуринска, что в Рязанской области, приехал Андрей Цыпляев, со стихами которого наши читатели тоже хорошо знакомы.

Но и остальные обитатели уютного папушевского дома – замечательные люди. Володя, Дима и Максим – наши главные организаторы, а Максим – ещё и водитель. Олег – гостеприимный хозяин и мастер на все руки, Валентина Филипповна – мама Олега, которой за всё наше пребывание была полная «лафа» – готовить ей не приходилось, эту обязанность на себя взяла наш повар, Наталья Александровна. На этих людях лежал основной груз забот по организации и хозяйственному обеспечению, и они c ними прекрасно справились!

Из пятнадцати человек, приехавших в лагерь, десять были инвалидами, остальные – специалисты и сопровождающие. Например, вместе с Верой приехала её мама, Галина Константиновна. Они искренне радовались возможности пожить на природе, ведь самим им трудно куда-то выехать: Вера плохо ходит, и дачи у них нет.

Рафаэль – москвич и городской житель до мозга костей, и небольшой отрыв от мегаполиса ему, наверное, казался экзотикой. Тем более что дом Олега – это не современная дача, а настоящая крестьянская усадьба. Дом построен более ста лет назад, а кирпичи в его стенах – ещё «старше»: их взяли из стен заброшенного стекольного завода. Интересно было видеть в комнатах крестьянскую утварь, сохранившуюся до наших дней: глиняные крынки, чугунные утюги, старинную железную кровать… Несмотря на солидный возраст, дом находится в хорошем состоянии – видно, что есть бережный хозяйский уход. В его комнатах удобно и комфортно разместились Маша, Андрей, ваша покорная слуга, Вера, Галина Константиновна… Часть ребят, и прежде всего наши бывалые туристы, жили в летних неотапливаемых помещениях.


Впрочем, экзотика поджидала нас и за оградой – причём экзотика совсем другого рода. Через дорогу от нашего дома, в сени берёзок, которые тут же вызывали в памяти шаблонные фразы о «есенинских краях» и «стране березового ситца», в просторном загоне важно разгуливали… африканские страусы! Да, разведение этих птиц стало в последнее время модным и прибыльным бизнесом, который добрался и в рязанскую глубинку. А нам обитатели страусиной фермы подарили немало приятных и забавных минут общения. Те, кто видел их, никогда не забудут этих великанов – аристократов птичьего мира. Важная осанка, гордо посаженная голова. Огромные глаза – между прочим, самые большие среди всех наземных животных. Капризный нрав, иногда – сорочья проворность: стащить, например, очки с носа и утянуть на почти трёхметровую высоту – мало не покажется! Слава богу, ни с кем из нас подобного не приключилось, но Валентина Филипповна об одном таком случае, произошедшем с ней, рассказывала. Но в то же время – удивительное впечатление беззащитности, возможно, усиленное контрастом гигантских птиц с типичным среднерусским пейзажем…

А всего в нескольких километрах – посёлок Брыкин Бор, главная усадьба Окского биосферного заповедника, где ведётся работа по сохранению животных, которые, в отличие от страусов, являются исконными жителями наших лесов. Заповедник был создан в 1935 году с целью охраны выхухоли, бобра, лося. В дальнейшем открылись питомники зубров и редких видов журавлей. Зубровый питомник Окского заповедника вносит свой вклад в сохранение последнего европейского вида диких быков, в первой половине прошлого века оказавшегося на грани уничтожения.

В древности они обитали от Пиренейского полуострова до Западной Сибири, встречались и в Англии, и в Южной Скандинавии. Но из-за интенсивной охоты численность зубра быстро сокращалась. В XIX веке его можно уже было встретить лишь в Беловежской пуще и на Кавказе. Настоящей же катастрофой для этих животных стала первая мировая война и годы разрухи. Последний живший на свободе зубр был убит браконьерами в Польше в 1921 году, а на Кавказе последних трёх быков убили в 1926 году. В зоопарках и частных владениях всего мира сохранились лишь 66 животных... К счастью, работа учёных позволила восстановить популяцию, несмотря на тяготы новой войны… В настоящее время численность зубров во всём мире – порядка трёх тысяч особей.

В журавлином питомнике ведётся работа по выращиванию и сохранению японского, даурского, серого, канадского журавлей, журавля-красавки. Но главная гордость питомника – стерх, или белый журавль. Эти красивые птицы гнездятся только на территории России, и в природе их численность тоже не превышает трёх тысяч особей. Начиная с 70-х годов ХХ века стерхов стали разводить искусственным путём. Учитывая то, что в природе из двух вылупившихся птенцов стерхов, как правило, выживает только один, орнитологи изымали одно яйцо из кладки и помещали его в инкубатор. На сегодняшний день несколько тысяч белых журавлей содержатся в условиях вольеров в Бельгии, Китае, России и США. Птиц выпускают и в дикую природу. Рассказывая нам об этом, работники заповедника с сожалением отмечали, что выращенные с большим трудом птицы подвергаются многим опасностям в природе. Особенно трагично положение стерхов, летящих на зимовку в Индию. Они пролетают над территориями Пакистана и Афганистана, где охота на них не запрещена…

К сожалению, когда мы попали на территорию заповедника, шёл проливной дождь. Природа словно навёрстывала упущенное, компенсируя недавнюю засуху… Но мы посетили Музей природы, где выставлены чучела животных и диорамы, изображающие их жизнь в естественной среде, и, невзирая на потоки воды, льющиеся с неба, отправились на встречу с обитателями питомников. Птицы держались далеко в глубине вольеров, а вот зубры подходили к самой сетке. Рыже-бурые мохнатые быки флегматично смотрели на людей, и им, в отличие от экскурсантов, было всё равно, какая сейчас погода…

Если поездка в заповедник была в прямом и переносном смысле «подмочена» дождём, то Музей космонавтики в селе Ижевском нас не разочаровал ничем. Я была там во второй раз, но это мне нисколько не помешало вновь с восхищением ходить по залам, разглядывая макеты и схемы космических аппаратов, стенды о жизни К.Э. Циолковского… К сожалению, в статьях и передачах об основоположнике космонавтики Ижевское незаслуженно остаётся в тени. Все так привыкли считать Циолковского калужанином, что порой даже журналисты допускают ляпы, утверждая, что Калуга – не только место работы, но и родина учёного.

А больше всего я ждала новой встречи с «Союзом-22». Это не макет, а настоящий, побывавший в космосе спускаемый аппарат корабля, на котором в сентябре 1976 года совершали полет советские космонавты Валерий Быковский и Владимир Аксёнов (последний – уроженец села Гиблицы Касимовского района Рязанской области). Хотелось посмотреть, произведёт ли он такое же неизгладимое впечатление на ребят, как на меня – семь лет назад, когда я была в Ижевском первый раз. Я надеялась, что это будет именно так. И не ошиблась.

Каждый старался заглянуть в иллюминатор, а многие (хотя, наверное, это запрещено) украдкой потрогали чёрную шершавую обшивку, обгорелую после трения о земную атмосферу при спуске… А я вдоволь фотографировала космического скитальца, исполняя свое желание, не осуществлённое в ту, первую поездку, когда у меня ещё не было своего фотоаппарата.

Этим программа лагеря не исчерпывалась. Как и предполагалось, с нами провели тренинги психологи из РГУ – Ирина Бакова и Татьяна Беспалова. Мы погружались в мир невербального (несловесного) общения, стараясь лучше взаимодействовать друг с другом при помощи взглядов, жестов, прикосновений.

Были в этих тренингах и элементы арт-терапии – рисование и создание фигурок из мятой фольги. Мы от души веселились – но одновременно и задумывались о важных для себя вопросах…

Но самое, наверное, главное – что участники лагеря и сами могли научить других чему-то интересному, увлечь и заинтересовать.

Олег, работающий в Ижевском учителем труда и руководителем кружков прикладного творчества, провёл для нас целый мастер-класс, показывая своё умение вытачивать деревянные детали на маленьком станке, который, кстати, он тоже изготовил сам. Многие ребята увезли с собой на память поделки.

Андрей Цыпляев, который всю жизнь занимается с детьми, развлекал нас тем, что загадывал хитроумные загадки, думая над которыми взрослые люди напряжённо морщили лоб и радовались, как дети, когда после долгих мучений, порой – подсказок и «помощи зала» – находили ответ.

Да и космическая «нотка» в поездке не ограничилась посещением музея. Во дворе нашего дома каждый ясный вечер стоял мой маленький телескоп, о котором я уже писала в статье «Астрономия для друзей» («Луч Фомальгаута», № 8). А Луна, Юпитер и Млечный Путь – самые эффектные объекты ночного неба – рады были покрасоваться перед глазами наблюдателей…

Неделя пролетела незаметно. Каждый день оказался заполнен не только экскурсиями или занятиями, но и просто общением. Были и шашлыки, и ночные посиделки у костра… Некоторые участники, до лагеря незнакомые друг с другом, продолжили общаться и после поездки. С ощущением единства и родства мы писали в последний день свои впечатления в импровизированную книгу отзывов… Вот отрывки из неё:

Нет ничего прекрасней общения с новыми друзьями, задушевного разговора у костра под шёпот звёзд и переборы гитары. Спасибо организаторам и спонсорам за всё это! Всё было замечательно!

(Вера)

Здесь собрались замечательные люди, очень доброжелательные, приятные в общении. Отдельное спасибо хозяевам дома, где мы жили. Моя дочь от этой поездки просто в восторге и мечтает ещё раз сюда вернуться. Расставаться было жаль.

(Галина Константиновна)

Рада, что съехались люди, которым трудно передвигаться самостоятельно: они больше других нуждаются в отдыхе вне дома и в общении.

(Ольга)

Я благодарю Судьбу, пославшую мне таких гостей! Это культурные, воспитанные, тактичные, душевные люди. Рада, что они остались довольны этой поездкой.

(Валентина Филипповна)

Было очень приятно общаться с умными, воспитанными и эрудированными гостями, которые, пробыв несколько дней, оставили приятные и неизгладимые впечатления о себе. Спасибо за всё!

(Олег)

Если бы у меня была вторая жизнь, я бы провёл её в этом месте и с этими людьми! Всё было просто здорово: и проживание, и питание, и культурная программа. А главное, общение! Я нашёл несколько новых друзей и получил массу положительных эмоций! Всем огромное спасибо! Мечтаю побывать тут снова и вновь увидеться с милыми моему сердцу людьми!

(Андрей)

…А в целом наш опыт в очередной раз подтвердил, что не надо бояться начинать с малого и даже небольшими силами можно сделать что-то полезное. И не так важно, сколько человек получат помощь и поддержку, – главное, что она будет настоящей…

Издание: Журнал «Луч Фомальгаута №10»
Размещено: 9 апреля 2012 г.

Если Вам понравился материал, отметье его:

Или поделитесь с друзьями в соц-сетях:

Комментарии (0)