Мы в соц-сетях:

Уроки жизни


ВОЛОНТЁРСТВО
расширяет горизонты

Все мы родом из детства. Казалось бы, эта мысль известна всем, давно превратилась в штамп. Но, анализируя свой путь, я всё больше убеждаюсь в её точности.

Мне всегда были интересны люди, общение с ними; потребность помогать им зародилась во мне ещё в школьные годы. Наверное, во многом поэтому я заинтересовалась психологией и выбрала профессию учителя, несмотря на трудности, которые пришлось преодолевать, – прежде всего неуверенность в себе и с детства сниженный слух.

Очень благодарна тем, кто помог мне после окончания школы адаптироваться в социуме, – школьному учителю литературы и однокурснице, познакомившей меня со своими друзьями из отряда добровольных помощников реставраторов «Рождественка».

Чем же привлекли меня члены «Рождественки», очень разные, но объединённые искренним интересом к родной истории и культуре, а также друг к другу? Почему совместная деятельность с ними уже 15 лет является важной частью моей жизни и помогает мне в работе с молодыми инвалидами?

Приведу небольшой отрывок из своей статьи, написанной в 2002 году, – готова и сейчас подписаться под каждым её словом.

«Для меня «Рождественка» — что-то вроде современного Лицейского братства: тот же дух, то же не исчезающее с годами стремление быть вместе, поддерживать друг друга и знать, что каждый из нас всегда может рассчитывать на помощь. Недаром в течение многих лет одной из наших любимых «баз» является Царское Село».

Действительно, путь от рядового члена группы до руководителя летних выездных реставрационных отрядов, в составе которых были и взрослые, и дети, и молодые инвалиды, я прошла всего за полтора года. Начав работать с инвалидом и почувствовав его интерес к нашей деятельности, приглашала его в поездки и видела, как человек меняется буквально на глазах.

Что получает молодой инвалид, оказавшись среди доброжелательно настроенных людей, вместе занимающихся интересными общественно полезными делами (совершенно бесплатно!), путешествующих по интересным местам?

Наверное, в первую очередь – опыт общения в нормальном, «здоровом» социуме, которого у него раньше, возможно, никогда не было. Именно это оказалось важно для Николая, моего взрослого ученика с ДЦП, до шестнадцати лет жившего в интернате для умственно отсталых детей и впервые участвовавшего в поездке с нами в неполных 18 лет. Вот что он пишет в своей статье, подготовленной в 2002 году:

«Моя первая поездка с «Рождественкой» состоялась в июне 1999 года — в Поленово, где мы работали в парке. Там я узнал много интересного: что люди могут общаться друг с другом свободно, откровенно, как будто они родственники; первый раз услышал о художнике Поленове, мне очень понравился музей с его картинами. Мне было интересно впервые в жизни ночевать в палатке».

Инвалиды быстро чувствуют атмосферу в группе и начинают раскрываться, проявлять свои лучшие качества, как бы сложно им ни было. Вспоминаю свой первый дальний выезд в качестве одного из руководителей реставрационного отряда. Июль 1995 года, Ленинградская область, Ладожское озеро, действующий мужской монастырь на острове Коневец. В группе примерно из 15 человек – моя двенадцатилетняя ученица из общеобразовательной школы и слабослышащий инвалид с ДЦП, тогда студент МГУ. Олег очень старался трудиться наравне со всеми, требовал, чтобы ему не делали поблажек, хотя работа у мужчин была довольно тяжёлая; с огромным желанием играл с нами в футбол. Потом зимой, во время студенческих каникул, несколько раз ездил с нами на строительство снежной крепости для праздника Масленицы, помог договориться о тёплых ночёвках для группы в ближайшем от поляны доме отдыха и своей активной работой заслужил благодарность многолетнего организатора и вдохновителя праздника Михаила Бакшевского.



Конечно, каждый, независимо от возраста, состояния здоровья и жизненного опыта, в общении с ранее незнакомыми ему людьми находит что-то своё. Хочется привести фрагмент из той же статьи Николая, в которой он вспоминает свой первый выезд – в музей-усадьбу Поленово, а также рождественцев.

«В этой поездке меня больше всего удивил Денис. Он здорово работал топором, чем-то похожим на своего хозяина, — таким же длинным.

Зимой, на строительстве снежного городка к празднику Масленицы, Денис поразил меня ещё сильнее. Он очень закалённый, трудился на строительстве крепости, поднимая тяжёлые снежные камни, а после работы был одним из самых быстрых футболистов.

Веня тоже здорово играет в футбол и в волейбол, в которых я участвовал. Меня очень удивила его палатка с отоплением, огромная, как фронтовой госпиталь. Потом я встретил его в Москве в Высоко-Петровском монастыре: Веня много сделал для его восстановления.

Среди рождественцев есть и другие люди, которые оставили у меня яркие впечатления. Это Иван, Надежда и их маленькая Лида.

Ваня запомнился мне тем, что постоянно придумывает к празднику Масленицы разные развлечения: лабиринт, откуда я с трудом смог вылезти; «тарзанку», на которой не рискую прокатиться.

Меня удивили ещё три человека, неожиданно появившиеся на строительстве Масленичной крепости два года назад, — Ольга и её дети, Паша и Лена. Они сразу прозвали себя «Подкидышами», потому что на вокзале не смогли встретиться с пригласившим их знакомым, увидели нас и присоединились к нам. Приехав на строительство, быстро нашли со всеми общий язык, что у меня до сих пор не очень получается.

Спасибо «Рождественке» за то, что она помогла мне преодолевать все трудности: долго ходить, осваивать спортивные и словесные игры, приспосабливаться к непривычным условиям. Надеюсь, что это будет продолжаться всегда».


Потом Николай участвовал во многих поездках: в течение нескольких лет – на строительство снежной крепости для праздника Масленицы и на сам праздник; в двухдневных походах по Подмосковью, в которых помогал устанавливать палатку, разводил и поддерживал костёр; летом вместе с нами работал в парках Царского Села и Выборга, где в свободное время мы посещали концерты классической музыки, ходили в музеи, гуляли по Петербургу. Эти поездки помогли ему научиться находить контакт и работать вместе со здоровыми людьми, обрести уверенность в себе, окрепнуть физически.

Но даже если такие события в жизни инвалида случаются редко, всё же они дают ему очень многое: опыт общения с интересными людьми и с природой, посильную физическую нагрузку, возможность участвовать в подготовке праздника для большого количества гостей. Вот как описывает свои впечатления от первого в жизни выезда, состоявшегося в феврале этого года, двадцатиоднолетняя Ольга.

«Однажды зимой моя хорошая знакомая рассказала мне о поездках, которые совершает каждый год за город. Она вместе с друзьями приезжает на лесную поляну, люди собираются вокруг костра, играют в футбол, а зимой строят снежную крепость для праздника Масленицы. Меня это заинтересовало, и мы поехали. В электричке к нам присоединились такие же участники походов из группы «Рождественка», и мы, общаясь, добрались до нужной станции.

Какой там был непередаваемо вкусный воздух! Мы минут сорок шли по дорожкам, протоптанным в снегу. Вскоре у меня стала сильно болеть нога и резко сбилось дыхание, но я терпела и продолжала идти, даже не показала виду, что мне некомфортно.

Наконец мы дошли до места, и я увидела поляну, на которой возвышалась снежная крепость размером в два этажа. Зрелище впечатляло!

Потом все стали собираться у костра и наслаждаться припасами, выложенными на общий стол. Две женщины принялись готовить супы и растапливать снег для чая, мы же с Татьяной пошли помогать строить снежную крепость. Мы вместе с другими участниками группы наваливали лопатами снег на бывшие капоты от машин, а мужчины брали их за верёвки и тащили на крепость. А там уже строители возводили стену.

Но мне это быстро надоело, и Татьяна, видя мой угасающий интерес, поспешила занять меня чем-то новым и повела на детскую площадку. Там стояли деревянная горка и качели из верёвки. Я попробовала кататься на них, но качели висели слишком низко над землёй, а на горку даже и не стала пробовать забираться — на ней были такие маленькие ступеньки.

Потом мы вместе с другими участниками строительства лепили из снега печку. Затем моя знакомая показала мне избушку, в которой в спальных мешках ночевали строители крепости, — для этого они сами возвели её ещё осенью. Внутри было очень тепло, так как работала печка.

В походе я познакомилась с девушкой, которая тоже первый раз принимала участие в такой поездке. Нам было очень интересно друг с другом, и в конце мы обменялись телефонами.

Напоследок все стали играть в футбол. Мне было очень интересно и тоже хотелось попробовать, но мяч ко мне так и не попал.

Уже в электричке Татьяна угостила меня чаем из термоса и шоколадкой и показала словесную игру на бумаге — «Балду». Я играла в неё впервые и очень захотела попробовать потом поиграть с другими.

Мы оставили позади свежий морозный воздух, природу и приехали в Москву. Несмотря на то, что в нашем городе тоже есть парки, эту поездку я запомню надолго».

Наверное, мне в жизни очень повезло: я встретила тех, кто готов понять и принять, поддержать в трудную минуту и помог сформироваться как личности. Осознавая это, начинаешь по-другому относиться к людям – самым разным. По большому счёту, не важно, сколько человеку лет и какой диагноз ему поставили врачи: каждый одинаково нуждается в понимании, поддержке и в постоянном движении вперёд – во всех смыслах этого слова.

Татьяна Подгорная
Издание: Журнал «Луч Фомальгаута №8»
Размещено: 19 января 2012 г.

Если Вам понравился материал, отметье его:

Или поделитесь с друзьями в соц-сетях:

Комментарии (0)