Мы в соц-сетях:

Сергей Басалаев
Мой путь

Сергей Басалаев живет в Мурманске. Судьба этого молодого человека изобилует многими испытаниями. Несколько лет назад о нём часто писали в прессе, был даже снят документальный фильм «Окно Серёжи Басалаева».

Сейчас ажиотаж немного стих. А Серёжа живет дальше, продолжая идти своим нелегким путём… Путём художника – и просто человека. Нам очень хочется верить, что его ожидают и встречи с новыми друзьями, и настоящая большая любовь… Недаром он даёт в конце статьи свои координаты.

ИСПОВЕДЬ

Видеть, слышать, ходить, говорить – обычные люди не замечают этих даров Бога. Только лишившись зрения, человек понимает, как здорово каждый день видеть лица родных, друзей, жалеет, что так редко смотрел на небо и не замечал его красоту. Потеряв слух, он никогда не услышит смеха мамы и тех заветных слов, которые хочет услышать каждый человек: «Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ!»

Я родился 17 ноября 1982 года в городе Мурманске. С рождения ко мне «пристали» три буквы ДЦП (детский церебральный паралич), они и сейчас со мной, тяжелые, подчас их тяжесть становится невыносимой…. Я не могу ходить, разговаривать, у меня постоянно болят мышцы из-за спастики, высокого мышечного тонуса, и это всё осложняется гиперкинезами – непроизвольными движениями рук и ног, так что от меня нужно держаться на почтительном расстоянии. Но я не унываю, пытаюсь жить полноценно, насколько позволяет мо¸ состояние, и на свою судьбу не жалуюсь.

Сейчас я пытаюсь оглянуться назад, и мне кажется, я «начал разговаривать» лет с трёх-четырёх, но никак не мог понять – ПОЧЕМУ МЕНЯ НИКТО НЕ СЛЫШИТ? Потом я осознал, что говорю только внутри себя. И мо¸ открытие стало для меня ШОКОМ!!!!!!

Тянулись серые дни, похожие один на другой, казалось, этому не будет конца, но ничто не может быть вечно. Однажды к нам пришла очередной невропатолог, коих было великое множество, она нам посоветовала сделать палочку, которая закреплялась на руке, и доску с дырочками разных размеров, в которые я должен был попадать палочкой, развивая координацию движений. Но это занятие мне не понравилось, потому что я считал его скучным.

К тому времени мне исполнилось 12 лет, и я по-прежнему не мог «говорить». Но, как это часто бывает, помог случай. Однажды папа предложил поставить на мой стол пишущую машинку, сначала я пытался нажимать на кнопки руками, но машинке такое обращение не понравилось, её просто клинило от «возмущения». Потом я попробовал нажимать на клавиши носом, но на сей раз это не понравилось мне. Хотя было уже лучше: я стал иногда попадать по нужным буквам. И тут кстати пришлась та палочка, которая закреплялась на моей руке, папа приложил её к моей голове и предложил нажимать ею по клавишам. Это было толчком к созданию устройства, которым я сейчас пишу и рисую.

В результате на свет появилось универсальное устройство, в домашнем обиходе мило названное «хоботом». Почему «хоботом»? Наверное, потому, что хобот для слона – это рука. На его создание ушли: один обод от сварочной каски, один электрод, один наконечник от медицинской груши. С помощью моего «хобота» я стал сначала играть и долго еще играл бы в солдатиков, если бы до моих родителей не дошла одна умная вещь – при помощи «шапки» можно меня учить. И тут моя «спокойная» жизнь закончилась…

Я терпеть не мог букварь, потому что рассказы там были скучные и примитивные. Для меня их чтение было мучением… Но в результате я научился и читать, и, главное, – писать, что для меня означало «говорить».

Я опускаю подробности долгого пути «от имбецила до человека с нормальным интеллектом», который со мной прошли мои родители, доказывая мою «норму» во многих инстанциях у многочисленных специалистов. Дело в том, что в моей медицинской карте стоял диагноз – имбецильность, попросту говоря, полшага до идиота. Чтобы снять этот «ярлык», мне пришлось пройти через «строй» психиатров. Был даже судебно-медицинский эксперт, который сказал, что у меня «ангелоподобное» лицо, и поставил мне «дебильность». Это было очень тяжело для меня. Знаете, когда тебя в 14 лет спрашивают о смысле сказки «Про репку», то сам начинаешь сомневаться в своих умственных способностях. Словом, очередной и, казалось бы, более легкий диагноз должен был бы нас обрадовать, но он означал, что я мог освоить лишь элементарные знания. А мне очень хотелось учиться, я, как губка, впитывал всё новое.

И, наверное, только вера в меня и в то, что есть на земле умные, добрые люди, поддерживала моих папу и маму в этой долгой «битве».

Было пролито много слёз, но, к счастью, этот этап позади…

Наконец-то, в 15 лет я начал «ходить» в школу, вернее, это учителя стали ко мне приходить. Я был на домашнем обучении в обычной общеобразовательной школе. Первое время я побаивался учителей, но, к счастью, мои опасения были напрасны, эти люди стали моими настоящими друзьями…

Мой папа в детстве хорошо рисовал, он подумал, почему бы и мне не попробовать. Папа сделал на все тот же «хобот» держатель для кисточек, который надевался на электрод, – так я начал «творить». Мне понравилось это ощущение возможности выразить чувства и раскрыть свой внутренний мир.

Конечно, у меня не очень хорошо получалось, и по нашей просьбе на помощь пришла Елена Георгиевна Павлова из Дома творчества им. Бредова. Она очень много со мной занималась, не всё сразу удавалось мне, но мой тактичный и мудрый педагог помог мне найти свой стиль в графике и в акварели.

Я был счастлив, что в моей жизни появился этот светлый человек. Елена Георгиевна открыла для меня мир абстрактного искусства, мир, где форма не главное, а главное – цветовое выражение своих чувств к миру, к людям и к самому себе.

17 ноября 1999 года, в 17 часов, состоялась моя первая выставка в художественном музее нашего города. Там были все мои друзья, преподаватели, просто случайные люди и, конечно, мои родители. Я ощущал столько взглядов, это вызывало во мне странное чувство, наверное, так чувствует себя человек, который делает затяжной прыжок. Не скажу, что это было неприятным, но для меня это было новым ощущением.

Проучившись 6 лет (я поступил сразу в 5-й класс, за год освоил программу 5-го и 6-го классов), в мае 2005 года я окончил школу. Был маленький «домашний» выпускной, мне было печально и грустно оттого, что я стану редко встречаться со своими любимыми учителями, они у меня классные…

И вот я свободен! У меня появилась масса времени! Я увлёкся многими вещами: появилась серия работ, созданных в Photoshop. Потом я начал заниматься 3D графикой, даже сделал несколько трехмерных работ при помощи программы 3D MAX. Жаль, что в работе с акварелью я взял долгую паузу. Но я обязательно вернусь к этой технике. Просто хочется много успеть и прочитать, и посмотреть, и сделать.

Я люблю читать, предпочитаю философскую литературу и фантастику, но, вообще, мне нравится все жанры, кроме скучных. Кинематограф – это моя страсть, люблю наши фильмы 1960–80-х годов. Обожаю Эльдара Александровича Рязанова, Марка Анатольевича Захарова и Георгия Николаевича Данелия. Когда я в депрессии (что, увы, бывает часто), то ставлю диск с «Мимино» – и мне становится легче.

Мне нравится зарубежное кино, особенно фильмы режиссеров: Стивена Спилберга, Стенли Кубрика, Роберта Земекиса, Роберта Родригеса, Квентина Тарантино, Тинто Брасса и мноих-многих других.

То, что у меня часто бывают депрессии, по-моему, видно в моих некоторых компьютерных работах. Я пытаюсь рассказать о своем внутреннем мире через свои картины. Но, как бы мне ни было тяжело, я знаю, что со мной всегда рядом мои мама и папа, друзья, которые терпят мой скверный характер уже много лет. Я понимаю, главное – это любить мир, несмотря на то, что он несовершенен.

Мой web-site: www.baserg.ru

Мой e-mail: baserg@pisem.net

Мой номер ICQ: 303376200

Сергей Басалаев
Издание: Журнал «Луч Фомальгаута №7»
Размещено: 4 августа 2009 г.

Если Вам понравился материал, отметье его:

Или поделитесь с друзьями в соц-сетях:

Комментарии (0)