Мы в соц-сетях:

Презентации

ВМЕСТЕ

на площадке молодежной инициативы

(из опыта сотрудничества АНО ЦСА «Одухотворение» и КЦСО «Ярославский»)
Шесть лет – это много или мало? Для летописи народа – мало, для летописи индивида – много, а вот для летописи ежегодного журнала – в самый раз. Журнал растет, развивается, ищет себя, и на шестом номере ежегодника уже можно смело говорить о результатах поиска: о достоинствах, не сразу видных в начальных номерах, о недостатках, великодушно прощаемых новичкам, о перспективах, напрямую зависящих от завоеванной или разочарованной аудитории.

1. Издатели идут к читателям

6 февраля 2008 года на площадке молодежной инициативы Комплексного центра социального обслуживания «Ярославский», что в Северо-Восточном округе Москвы, состоялась презентация 6-го номера журнала культурно-творческой интеллигенции инвалидов «Луч Фомальгаута», издаваемого Центром социокультурной анимации «Одухотворение». Презентация организована силами КЦСО «Ярославский» совместно с ЦСА «Одухотворение» и Центром социального обслуживания «Лосиноостровский». На встрече присутствовали московские авторы «Луча Фомальгаута», представители центра «Одухотворение», сотрудники центров социального обслуживания Северо-Восточного округа, а также жители близлежащих районов. Вела презентацию психолог ЦСА «Одухотворение» и КЦСО «Ярославский» Татьяна Подгорная.

Хотя бесплатная раздача шестого номера «Луча Фомальгаута» началась еще в декабре 2007 года и было выслушано немало комплиментов и добрых слов в адрес редколлегии и авторов, создатели журнала немного волновались: как бы вдогонку похвалам не посыпались придирки... не раскритиковали бы дотошные читатели... не вылупился бы булгаковский Латунский, готовый разнести в пух и прах любое издание... И ободряли себя счастливым совпадением: 6 февраля и 6-й номер журнала, все должно пройти хотя бы благополучно, если не успешно... в минуты страха начинаешь верить в мистику.

Интерес к журналу возник большой. Те, что получили его заранее, высказывали свои впечатления и пожелания, а те, кому вручили только что, тут же утыкались в него глазами и радовались неожиданному подарку.

гости

Присутствующие внимательно выслушали яркие выступления Ольги Зайкиной (член Союза литераторов России, член литературного клуба «Московский Парнас», кандидат биологических наук), а также авторов «Луча Фомальгаута» Екатерины Зотовой (кандидат филологических наук, учитель школы-интерната № 17 для детей с последствиями ДЦП, журналист газеты «Русский инвалид») и Марии Загорской (поэт и художник, руководитель изостудии в Городском социокультурном центре «Надежда»). Не меньший интерес у слушателей вызвало выступление поэтессы Ирины Мовчан и художника Андрея Щекутьева, полученное на аудиокассете, записанной накануне в реабилитационном центре для подростков и взрослых инвалидов с ДЦП. В ответ передали Ирине и Андрею благодарственное звуковое письмо, которое на следующий день было публично (с разрешения адресатов) прослушано пациентами реабилитационного центра.

С читательскими отзывами о журнале выступили: член «Одухотворения» Александр Фонарев (его нарушенную из-за ДЦП речь «переводил» Илья Сощин) и Юлия Светлова. Помимо отзывов, звучали полюбившиеся стихотворения, опубликованные в «Луче Фомальгаута», – особенно запомнились строки Ирины Мовчан и Андрея Цыпляева. Со словами благодарности к организаторам встречи, а также к авторам и издателям «Луча Фомальгаута» обратились специалист по социальной работе КЦСО «Ярославский» Людмила Писарева, психолог ЦСО «Лосиноостровский» Елена Мазаева и заместитель директора КЦСО «Ярославский» Неля Фяхретдинова.

И долго-долго не смолкали бурные дискуссии... И не сразу разошлись по домам, несмотря на позднее время и опасную гололедицу.

Сотрудничество «Одухотворения» и КЦСО «Ярославский» на этом не закончилось. 19 февраля состоялась презентация книги писательницы из Новокузнецка Тамары Черемновой «Шёл по осени щенок», выпущенной «Одухотворением» в 2007 г. Пришедшие узнали о необычной судьбе автора – Тамара страдает тяжелой формой ДЦП и с детства живет в интернатах. А после все желающие смогли получить саму книгу – в красочной обложке, с картинками. В книге – две повести о приключениях маленького щенка Оськи и рыжей девочки Таюшки. Жанр книги сама автор определила как «повести для детей и их родителей».

2 апреля специалисты Центров социального обслуживания Северо-Восточного округа, молодые инвалиды, родители детей-инвалидов смогли познакомиться с Екатериной Зотовой и ее книгой «В поисках смысла: инвалид с детства и его окружение», выпущенной «Одухотворением» в 2006 г. После представления автором книги, отзыва одной из читательниц, перед собравшимися выступили инвалиды – члены «Одухотворения» Елена Белкина, Мария Загорская, Александр Фонарев, Светлана Иванова. Темы их выступлений, а также последовавшей дискуссии, в которой приняли участие все желающие, были созвучны проблемам, поднятым в книге:

• Как родители могут содействовать развитию самостоятельности ребенка-инвалида?

• Различные формы школьного образования детей-инвалидов: «плюсы» и «минусы».

Общая мысль всех рассказов: несмотря на очевидные и серьезные трудности, поставленные перед ребятами их заболеваниями, нормальное общение, учеба и работа в конце концов оказывалось для них возможным. Помогли этому и родители, и активная жизненная позиция самих молодых инвалидов.



2. За круглым столом

14 мая на Площадке молодежной инициативы под председательством Т. А. Подгорной прошел Круглый стол «Самореализация инвалидов».

Это мероприятие служило своеобразным логическим завершением всех предыдущих встреч. В нем снова принимали участие Екатерина Зотова, Ольга Зайкина, молодые инвалиды – члены «Одухотворения». Смогла приехать из Рязани Ирина Позднякова, главный редактор «Луча Фомальгаута».

Ведущая – Т. Подгорная

Самореализация – это один из основных процессов человеческой жизни, воплощение в жизнь личных планов, стремлений и творческих задатков. От успешности самореализации во многом зависит отношение человека к обществу и своему месту в нем.

Оценка успешности самореализации очень субъективна: то, что одному представляется пределом мечтаний, другому кажется неудачей.

Для многих людей основу самореализации составляют цели, которые признаны в обществе как воплощение успеха (престижная профессия, высокий заработок, крепкая семья).

Тема самореализации инвалидов проходила красной нитью и через предыдущие встречи в «Ярославском»: на каждой из них неизбежно поднимался вопрос о жизненном пути человека с инвалидностью, его возможностей для саморазвития, творчества, учебы, работы, полноценной жизни. Сейчас же эти вопросы были поставлены на первое место.

Началась дискуссия с выступления Екатерины Зотовой. По ее мнению, главная проблема самореализации инвалидов с детства состоит в том, что их со школы ориентируют только на достижение общественно значимых целей. Психологически это понятно: все мы живем в одной системе ценностей. В то же время, даже получение престижной специальности в хорошем вузе не гарантирует трудоустройства – по данным статистики, всего по стране работает чуть больше 10% инвалидов. Чуть лучше положение «на личном фронте». Следовательно, мы сами готовим почву для того, чтобы молодой инвалид чувствовал себя неудачником.

Между тем, сфер для самореализации очень много.

В качестве одного из примеров Е. Зотова привела Олесю Радушко из Кемерова. Девушка умеет жить полноценной, активной жизнью: занимается самообразованием, пишет стихи – несмотря на то, что из-за болезни, приковавшей ее к постели, она закончила только 5 классов и вынуждена была уйти из семьи в дом-интернат. Вместе с другими молодыми инвалидами Олеся организовала в интернате самодеятельный ансамбль, выпускает печатный листок.

Значит, надо, во-первых, раскрывать перед молодыми инвалидами весь спектр возможностей самореализации: физкультура и спорт, общественная работа, творчество, домоводство, различные хобби. Во-вторых – создание государственными и общественными структурами условий, поддерживающих стремление инвалидов к самореализации в самых разных сферах деятельности.

Другие примеры успешной самореализации людей с ограниченными физическими возможностями (главным образом в сфере творчества) привела в своем выступлении Ольга Зайкина. Вновь прозвучали имена Тамары Черемновой, Ирины Мовчан, Андрея Щекутьева, было сказано о талантливом журналисте и литераторе Тамаре Муруновой (г. Похвистнево Самарской обл.), журналисте, редакторе газеты «Мы – часть общества» Равиле Морозовой (г. Санкт-Петербург).

Кроме того, Ольга Зайкина отметила, какую огромную помощь инвалиды могут оказать друг другу.

Далее прозвучали более подробные рассказы членов Одухотворения». Александр Фонарев рассказал (с помощью Татьяны Подгорной, «переводившей» его речь) о своем опыте учебы в школе и в институте. Отметил, что в школе привыкание к «нестандартному» ребенку сверстникам далось легко – «когда принимали в пионеры, за меня голосовали двумя руками». С недоумением посетовал, что в специализированный институт-интернат для инвалидов его отказались принимать, не разрешив писать сочинение на пишущей машинке (и, видимо, решив, что шансов трудоустроиться у него нет). Зато преподаватели обычного вуза – Аграрного института – пошли навстречу студенту-инвалиду, разрешив сдачу экзамена в индивидуальном порядке.

Саше очень помогла мама: договаривалась, решала вопросы; присутствовала на лекциях, записывала их; сопровождала, помогала преодолевать большие расстояния между корпусами. Но иногда ее помощь превращается в гиперопеку. Например, сейчас она тревожится, когда сын находит какую-то работу (например, курьером), с беспокойством относится к стремлению сына трудоустроиться…

Екатерина Зотова рассказала о Марии Загорской, которая не смогла присутствовать лично на круглом столе. Началось с того, что бабушка не захотела отдавать Машу в интернат для детей с ДЦП, хотя у девочки – довольно тяжелая форма ДЦП. Мама устроилась в соседнюю обычную школу секретарем, чтобы быть рядом с дочкой.

Е. Зотова раздает автографы

В школе Маша захотела стать художником. Папа, известный театральный и кинохудожник, вначале не поддержал ее, но Маша со второй попытки поступила в престижное художественное училище «Памяти 1905 года», которое успешно окончила, а потом – в специализированный институт искусств для инвалидов, который тогда только что был создан. Еще во время учебы вышла замуж, родила ребенка, правда, воспитывает Митю в основном бабушка.

Маша выставляет свои картины, они продаются. Ведет изостудию в социокультурном центре «Надежда». В детстве, в деревне, Маша стала кататься на лошади. Сейчас она профессионально занимается конным спортом, три раза в неделю ездит на тренировки в Подмосковье. Маша – кандидат в сборную России на Паралимпийские игры.

Ирине Поздняковой, из-за ее затрудненной речи, помогла выступить Ольга Зайкина, прочитав большую часть ее доклада, который был озаглавлен «Не бояться нестандартных путей!» По мнению Ирины, главное – не бояться пробовать то, что действительно хочется сделать, искать нестандартные пути, не бояться начинать все с абсолютного нуля. Примером служит и история журнала «Луч Фомальгаута», превратившегося из беспомощного самиздата в издание серьезного уровня, и история Ириного увлечения астрономией – когда возможность реализовать себя в этой области неожиданно появилась с помощью Интернета…

Вот слова Ирины: «Судьбы моих увлечений складываются по-разному. Астрономия стала значимым хобби, в котором есть интересные результаты. Литературное творчество переросло в серьезную деятельность, даже работу. Рисование – я знаю, что мои работы несовершенны, но рисую для себя с удовольствием.

Зачатки всех увлечений и интересов закладываются в детстве. На мой взгляд, очень важно и для самого человека, и для его родных, поддерживать и развивать их. Причем не навязывать что-то одно. Было время, когда мои родные видели главной дорогой для меня именно рисование. Но тогда ни они, не я, еще не видели перспектив литературного творчества – оно стало проявляться довольно поздно. Но когда на главный план вышло оно, а потом издательская работа – и родные, и друзья, и коллектив Центра «Одухотворение» поддержали меня.

Я думаю, что нужно обязательно заниматься всем, чем интересно заниматься. Не зацикливаться на недостижимости большой цели, а идти со ступеньки на ступеньку. Если временно не ладятся дела в чем-то одном – можно переключиться на другое. Это не значит, что не надо выбирать приоритетные направления. Но у человека должно быть много вариантов деятельности, много интересных дел – и тогда меньше времени останется на сожаления о неудачах и размышления о собственной нереализованности».

На Круглом столе прозвучали и адреса конкретных организаций, содействующих самореализации инвалидов. Михаил Карпов, участник студии бального танца Центра «Одухотворение», рассказал о ее работе. Студия действует при Городском социокультурном центре «Надежда» в Восточном округе Москвы уже шесть лет. Для некоторых участников она стала частью жизни, некоторые благодаря ей приобрели уверенность в себе, пошли работать или учиться. Подробнее о студии можно прочитать на сайте ЦСА «Одухотворение»:

www.oduhotvorenie.com

А Татьяна Подгорная зачитала текст сообщения О.В. Каменевой, руководителя Клуба социокультурной интеграции «Крылья». «Наш клуб социокультурной интеграции инвалидов «Крылья» зарегистрирован при организации «Помощь инвалидам»:

«Дата рождения клуба совпала со Старым Новым годом, а произошло это 14 января 2006 года. За эти 2 года мы создали литературную и театральную студии, год назад начал работать наш форум в инете, а также начал развиваться и делать первые шаги наш проект «Хорошая компания».

У нас появились друзья: Дом книги «Медведково» и клуб реабилитации детей и подростков «Липки».

15 мая 2007 года про наш клуб немного рассказали в телепередаче «Предметный разговор» на телеканале «Звезда».

С осени 2007 года мы сотрудничаем с молодежным клубом «Феникс», который находится в Марьиной роще. Там еженедельно (по средам) проходят репетиции нашей театральной студии. А с января 2008 года благодаря Площадке молодежных инициатив (на Ярославском шоссе) каждый второй вторник месяца проходят встречи нашей Литературной студии».

У Клуба есть свой форум:

http://krilja.forum24.ru

Зрители собравшиеся в КЦСО, имели возможность высказать свое мнение. Завязалась дискуссия по следующим вопросами:

• Что мешает самореализации инвалидов?

• Как создавать условия для самореализации инвалидов?

Мнения были разные. Мама девушки-инвалида выразила уверенность, что окружающие часто жестоки к инвалидам, поэтому им очень нежелательно находиться в обычной школе. Татьяна Подгорная заметила на это, что сама 10 лет проучилась с девочкой, перенесшей полиомиелит: «Я каждый день видела, как она с трудом поднималась по лестнице, в любой момент ее могли толкнуть. Она окончила школу, потом институт, работает бухгалтером».


Наталья Иванова, мама маленького читателя

Инвалид, сотрудник ЦСО А.О. Камладзе заметил, что жестокость среды проявляется и к здоровому ребенку. Возможно интегрированное обучение, так называемое инклюзивное образование. В Германии, например, создают классы, где обязательно должен обучаться хотя бы один инвалид. (Из зала кто-то подал реплику – в Москве есть школа «Ковчег», где это практикуется).

На это ответила Екатерина Зотова: «Я видела такие классы 12 лет назад в Америке. Мне это панацеей не показалось: ребенок-инвалид занимается отдельно от остальных учеников под опекой ассистента». Она признала, что часто родители боятся, что на их ребенка оглядываются на улице, в школе, дразнят…. «Но это факт, это изменить нереально, – отметила она и предложила иной вариант решения проблемы. – Я себя приучала с 15 лет не обращать на это внимания, а, возможно, даже и улыбнуться. А вообще у ребенка-инвалида и его родителей должен быть выбор, где обучаться».




…Конечно, трудно ожидать от круглого стола и презентаций очень больших результатов. Однако они позволили лишний раз обратить внимание специалистов, работающих с инвалидами, родителей инвалидов с детства и самих людей с ограниченными физическими возможностями, на то, что очень многое зависит не только от общества или государства, но и от них самих…

Важность тем, затронутых на этих мероприятиях, подтверждают и отзывы, полученные после проведения этих мероприятий.

Мы, члены общества инвалидов Ярославского района, посетили презентацию книги Е. Зотовой «В поисках смысла» и дискуссию. Нас интересуют и глубоко затрагивают проблемы, поднятые в книге и при обсуждении жизненных ситуаций. Давайте их преодолевать и никогда не падать духом.

Культорг Ярославского
районного отделения МГОО ВОИ

Спасибо огромное всем участникам за откровенный рассказ о себе! Было очень интересно и познавательно слышать об отношении людей к подобной проблеме, которая касается всех нас. Приятно слышать и знать о том, что есть люди, которые находят в себе силы самоорганизовываться, самообразовываться в тех условиях и рамках, которые предоставила жизнь. Огромная сила этих людей – в том, что хватает смелости снимать эти рамки и заявлять о себе миру! Спасибо всем!

С наилучшими пожеланиями,
специалист Комплексного центра
социального обслуживания «Отрадное» Н.Г. Маркелова.i>
Материал подготовили:
Ольга ЗАЙКИНА, Екатерина ЗОТОВА,
Татьяна ПОДГОРНАЯ, Ирина ПОЗДНЯКОВА
Размещено: 28 июля 2009 г.

Если Вам понравился материал, отметье его:

Или поделитесь с друзьями в соц-сетях:

Комментарии (0)