МКС над Рязанью
или зачем мы полезли на крышуЧитаю я иногда статьи об инвалидах в нашей прессе — и диву даюсь. Какие мы, оказывается, слабые, беспомощные, несчастные! И какие мы, оказывается, подвиги способны совершить! Так и стоят в глазах громкие заголовки: «Человек без обеих рук рисует ногами!» «Инвалид на протезах одолевает марафонскую дистанцию!» «Девушка на коляске танцует вальс!»
Вспоминаю я сейчас все это — и думаю: а какой заголовок можно было бы поставить перед рассказом, который я собираюсь предложить Вашему вниманию? Думаю — и смеюсь про себя, потому что ярче других почему-то видится мне такой вот заголовок-вопрос: «Зачем инвалиды на крышу полезли?»
А действительно, зачем? Ну не для того же, чтобы подышать свежим воздухом. И уж конечно, не для того, чтобы с этой крыши прыгать…
А ответ прост. Мы отправились смотреть на звёзды!
Что? Вы крутите пальцем у виска? Считаете, что мы вполне могли бы без этого обойтись? Не знаю, как другие, но я скажу за себя: разве могла я, любитель астрономии и редактор журнала, названного в честь звезды, упустить шанс и не пойти в астрономическую обсерваторию Рязанского педагогического университета!
Должна сказать, что я уже была однажды здесь — в 1997 году, во время приближения к Земле яркой кометы Хейла-Боппа. У меня остались незабываемые впечатления от наблюдений этой хвостатой гостьи, а также от потрясающего вида Луны в большой телескоп, несравнимый с моей скромной зрительной трубой.
Поэтому я с радостью поддержала идею о проведении экскурсии в обсерваторию. Она вызвала интерес и у других ребят.
И вот — день экскурсии. С самого утра я волнуюсь: как погода, как облачность? Уже вечером, по пути к автобусной остановке, с тревогой гляжу на небо. Сплошной облачности нет, но не помешает ли нам легкая дымка и перистые облака? Однако изменить что-либо в работе «небесной канцелярии» увы, не в силах простых смертных. Так что — еду, а там будь что будет!
У входа в здание университета уже собирается наша компания. На лицах у ребят — любопытство и интерес. Никто из них особенно не увлекается астрономией, но прикоснуться к краешку неведомого хочется всем…
Впрочем, есть в нашем кругу и еще один знаток звездного неба — Сережа. Но он пока отсутствует — ребята не смогли дозвониться ему и предупредить о переносе общего сбора на более раннее время.
Нас встречает молодой человек по имени Слава — лаборант обсерватории. Вслед за ним мы поднимаемся по длинной узкой лестнице. Честно говоря, страшновато. Ну ничего, прошли. В том числе и Володя — на костылях, и автор этого рассказа — тоже имеющая кое-какие трудности с передвижением.
Прямо с лестницы мы попадаем в круглую башню с вращающимся куполом — павильон телескопа.
Но тут нас всех ждет разочарование: оказалось, что его большое 43-сантиметровое зеркало вышло из строя — помутнело под воздействием грязного городского воздуха… Недаром для больших обсерваторий выбирают местности, удаленные от населенных пунктов.
Еще одна помеха для астрономических наблюдений в городе — засветка неба уличным освещением. Она тоже весьма ощутима здесь — ведь университет расположен в центре города…
«Ну, и что же можно было увидеть в таких условиях?» — спросите вы. Наверное, такой вопрос возникал и в головах у ребят, когда мы выходили из башни на открытую наблюдательную площадку. Но наши размышления прервал Слава: «Прошу внимания, посмотрите вон в ту сторону. Видите яркий движущийся объект? Это — Международная космическая станция!»
Светящаяся точка, оказавшаяся местом работы наших и зарубежных космонавтов, завладела вниманием ребят. Я тоже слежу за ее неспешным передвижением по небу — но одновременно окидываю взглядом небосвод, ищу знакомые светила. Вот Большая Медведица. Сейчас, в начале мая, около 11 вечера она видна прямо в зените — высоко над головой. На западе сияют Кастор и Поллукс — две яркие звезды из созвездия Близнецов. А на северо-востоке поднимаются ввысь Вега и Денеб — самые яркие звезды в созвездиях Лиры и Лебедя…
Но самое интересное для меня — в южной стороне неба. Там, в созвездии Девы, повыше его главной звезды Спики, горит яркая звезда — самая яркая из всех, что видны сейчас на небе. Это — самая большая планета Солнечной системы, Юпитер. Как и другие планеты, он медленно передвигается среди звезд. В прошлом году он был виден в созвездии Льва, в следующем — перейдет в Весы.
И в созвездии Близнецов, правее и ниже Кастора с Поллуксом, сияет яркое светило, которое не отмечено в звездных картах. Здесь сейчас гостит другая «блуждающая звезда» — Сатурн.
Вскоре обе планеты предстали перед нами — в окуляре еще одного телескопа. Это тоже рефлектор (зеркальный телескоп), но небольшой — диаметр зеркала 11 сантиметров. Впрочем, по любительским меркам, это хороший инструмент.
Наверное, нужно еще пояснить, что главной характеристикой телескопа является вовсе не увеличение, как думают многие, а диаметр объектива — зеркала или линзы. Чем он больше, тем больше света может собрать телескоп, и тем более слабые звезды, туманности или галактики будут ему доступны.
Но увеличение — тоже важная вещь. Мы смотрели на планеты с увеличением около 80 крат — в распоряжении Славы был только один окуляр. Они выглядели, как маленькие диски. К сожалению, на их поверхности невозможно было разглядеть какие-либо детали, хотя, например, Инна утверждала, что различает на диске Юпитера полосы разноцветных слоев облаков. Но наибольший интерес при таком увеличении представляли четыре самых ярких спутника Юпитера — Ио, Европа, Ганимед и Каллисто — выстроившиеся по обе стороны от планеты-гиганта. А у Сатурна вокруг диска видны его знаменитые кольца.
…В это время, наконец, появляется опоздавший Сережа. Теперь наша компания в полном составе. Мы разглядываем в телескоп планеты и звезды, ходим по наблюдательной площадке, глядим на панораму ночного города… Слава рассказывает об истории обсерватории. Оказывается, одно из главных направлений ее работы — наблюдение искусственных спутников Земли. Причем в поле зрения астрономов попадают не только действующие спутники различного назначения, но и всякого рода «космический мусор» — отработанные ступени ракет, обломки сгоревших в атмосфере Земли спутников, метеориты… Затем разговор плавно переходит на НЛО. Слава, как представитель науки, твердо убежден, что практически все «наблюдения» неопознанных летающих объектов — следствие элементарного незнания астрономических или погодных явлений. Ребята рассказывают ему о непонятных явлениях на небе, когда-то виденных ими — а Слава объясняет, что это было или могло быть на самом деле. Но в конце концов, все приходят к оптимистическому выводу: даже если НЛО не существует, жизнь во Вселенной все равно где-то есть…
В районе половины двенадцатого небо все-таки закрывают облака. Мы уходим. Я торопливо сажусь в вовремя попавшуюся мне маршрутку, но перед моим мысленным взором еще стоит темное небо и в нем маленький светящийся огонек — МКС…
Комментарии (0)